Рамзан Кадыров остаётся одним из немногих глав субъектов Российской Федерации, высокие позиции в медиарейтингах которых совпадают с высокими позициями в рейтингах эффективности. И среди них он совершенно точно является наиболее ярким и цитируемым. Его удачный и чрезвычайно своевременный образ на фоне довольно однообразной массы коллег позволяет говорить о феномене «Р. Кадырова», влияние которого нужно обсудить и осмыслить.
Ходят давние споры о том, является ли образ Кадырова продуктом его личного творчества или плодом работы группы специалистов. В контексте нашего разговора это не имеет никакого значения. Куда важнее то, что этот образ привлекателен, актуален и потому популярен. Собственно говоря, никакого другого образа у главы Чеченской республики, учитывая её непростую историю и нынешний политический момент, быть не может. Ультра-патриот, не стесняющийся публично бросать вызов самым сильным противникам России (пусть и виртуально), открыто присягающий на верность В. Путину, при этом ещё довольно молодой и спортивный — всё это идеальные составляющие востребованного страной публичного образа. В чём-то Р. Кадыров похож на самого В. Путина двадцатилетней давности, только без претензий на верховную власть, что лишь способствует популярности.
Такое активное самопозиционирование у некоторых вызывает раздражение. Действительно, если верить всё тем же популярным рейтингам, наиболее эффективно работают те главы, о которых большинство россиян вообще ничего не слышит (за исключением нескольких человек, среди которых, кроме Р. Кадырова, и С. Собянин, А. Воробьёв, С. Аксёнов, чьи медиарейтинги высоки по понятным причинам). Так, едва ли кто-то, кроме жителей Калужской, Белгородской областей, ЯНАО и республики Коми, знает товарищей А. Артамонова, Е. Савченко, Д. Кобылкина и В. Гайзера, а ведь именно они сегодня считаются наиболее эффективными губернаторами. Тем не менее, раздражаться вездесущностью образа Кадырова не стоит, ведь он заполняет сегодня тот вакуум, который создан не по его вине и сам несёт гораздо больше пользы, чем вреда.
Я поясню, почему.
Первым делом — такой образ исключает возврат внутрироссийского политического дискурса на проторённую антикавказскую дорожку. Имидж образцового государственника и патриота просто лишает этот дискурс почвы. Во-вторых, Р. Кадыров как мусульманин делает огромную работу по профилактике развития нетрадиционных, радикальных псевдоисламских сект и движений. В этом смысле его опыт стоило бы перенять главам других российских республик, в частности Поволжья, где проживают миллионы мусульман. В-третьих, Кадыров оказывает большое культурное влияние на молодёжь, в первую очередь кавказских республик, как образец успешного карьерного, политического и духовного развития. Не побоюсь сказать, что это влияние куда больше, чем влияние целого российского федерального агентства «Росмолодёжь», которое поедает намного больше денег, чем лично Р.А. Кадыров, но не даёт и сотой доли его эффективности. Вспомните хотя бы регулярные рейды Кадырова по наркоманам и барыгам, активные занятия спортом — и попробуйте припомнить, как зовут нынешнего главу этого самого ФА «Росмолодёжь».
Кадыров своим самопозиционированием прикрывает огромный фронт идеологической и политической борьбы. Но не стоит забывать и то, что при этом он остаётся действительно эффективным чиновником. Можно не верить рейтингам, но вот вам свежий пример о том, как Р. Кадыров за 50 дней
Здесь я уже слышу привычные мантры про том, что «Чечня живёт за счёт России» и если бы любой другой регион «заваливали таким количеством бабла», то там бы тоже строили посёлки и пиарились. Придётся мимоходом познакомить часть читателей с современной реальностью.
Она в том, что Чечня хоть пока и является регионом дотационным, но по размеру дотаций на душу населения находится на последнем месте списка из 12 субъектов. Поэтому, если сегодня говорить о том, что нужно прекращать кормить Кавказ, то давайте не будем кормить и Камчатку, и Якутию, и Магадан, и пр. (хотя призывы отторгнуть от России Сибирь и Дальний Восток обычно и звучат от тех же персонажей, которые призывают отторгнуть Северный Кавказ). Более того, мы, следуя такой логике, должны немедленно отказаться и от Крыма, ведь по размеру дотаций среди субъектов РФ он занимает абсолютное лидерство. Если на Чечню в минувшем году было выделено 17,5 млрд рублей, то Крым уже получил 55 млрд рублей, а до 2020 года будет получать в среднем по 140 млрд (!) рублей в год.
…«Феномен Кадырова» заключается даже не в том, что его образ успешен, а в том, что мы в кои-то веки видим, как пиар-технологии работают на благо государства и помогают решать реальные задачи. Стоит ли удивляться, что сейчас его всеми силами пытаются валить контртехнологиями те, кто решению этих государственных задач противится.